Фрагмент для ознакомления
2
Новая сторона мышления была изучена представителями гештальпси-хологии (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Дункер). Постулатом концепции считалось то, что основным содержанием психического процесса являются целостные образования-элементы, т.е. гештальты. Мышление, таким образом, понимали как особую форму содержания сознания.
В ХХ веке оформилось одно из влиятельных направлений в психологии -бихевиоризм. Представителем которого стал Дж. Уотсон, совершивший в 1913 году манифест «Бихевиориста». Он утверждал, что предметом психологии должно стать поведение. Единицей поведения определял связь между стимулом и реакцией [11, с. 12].
Мышление человека Дж. Уотсон понимал как комплекс процессов, замещающих словесную деятельность. Мышление становится общим понятием. Дж. Уотсон определил три формы мышления: простое раскрытие речевых навыков, решение редко встречающихся и новых задач.
После Дж. Уотсона бихевиоризм как направление имел сложную историю своего развития. Представителями стали Б. Скиннер, Э. Толмен, Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам.
Проблему мотивов человеческого поведения выдвинул З. Фрейд. Направление - психоанализ. Считалось, что в основе человеческого поведения лежат два мотива, связанные с агрессией и сексуальной жизнью. Фрейду З. принадлежит работа, которую можно отнести к психологии мышления «Остроумие и его отношение к бессознательному». Остроумие - это одно из проявлений творческого мышления [12, с. 30]. В основе лежат первичные мотивы.
Для психологии мышления большое значение имеет когнитивная теория мотивации, а также исследования иерархической организации мотива-ционной сферы человека.
Важным направлением исследования мышления является работа Ж. Пиаже. Пиаже придерживается генетического подхода. Он использует понятие «интеллект», а не мышление. Под интеллектом он понимает «совершенную форму адаптации организма к среде, представляющее собой единство процесса ассимиляции и процесса аккомодации» [9, с. 11].
В теории Ж. Пиаже имеется учение о функциях интеллекта, а также информация о стадиях развития интеллекта.
Основными функциями интеллекта являются организация и адаптация. Чтобы адаптивная функция осуществилась, подключаются такие механизмы как ассимиляция и аккомодация. Под ассимиляцией понимают воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем. Процесс аккомодации означает изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира.
Развитие интеллекта происходит в ходе вызревания операциональных схем, выходящих из предметно-житейского опыта ребенка. Развитие интеллекта проходит несколько этапов. Стадии: стадия сенсомоторного интеллекта; символический или допонятийный интеллект; стадия интуитивного интеллекта; стадия конкретных операций; стадия формальных операций. В ходе каждой стадии ребенок приобретает все новые свойства: взаимосвязанность и согласованность множества операций, обратимость, автоматизированность, сокращенность [2, с. 22].
Концепция Ж. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций. Привлекательной стороной является ее приверженность генетического подхода.
В середине ХХ века возникло еще одно направление понимания мышления. Связано оно с развитием вычислительной техники и ее программным обеспечением. Появился информационный подход.
Представителями данного направления являются А. Ньюэлл, Г. Саймон, Д. Миллер, Ю. Талантер, П. Линдсей, Д. Норман, У Найссер.
Суть информационного подхода заключается в том, что все психические процессы объясняются с помощью работы ЭВМ; используются такие термины, как информация, вход, переработка, кодирование, подпрограмма [6, с. 47].
Линдси П. и Норман Д. пишут - «мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий».
В отечественной психологии мышление изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Величковский и М.А. Холодная.
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций, автором которой является Л.С. Выготский, проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка.
По Выготскому Л.С., развитие мышления происходит за счет употребления орудий, овладения знаками, включения в социальное взаимодействие с другими людьми. Также он отмечает, что развитие детских понятий проходит три этапа. Первый этап - мышление в синкретических образах, затем мышление в комплексах, а последний этап это мышление в понятиях [1, с. 14].
Существенные изменения в развитие представлений о мышлении внесли исследования, которые трактовали данное психическое явление как процесс. В связи с этим образовался процессуально-деятельностный подход. Одним из влиятельных представителей данного направления является С.Л. Рубинштейн.
Рубинштейн С.Л. утверждал, что «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности» [10, с. 33].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность : пер. с англ. - М. : Когито-центр, 2009. - 284 с.
2. Андреева В.С., Смирнова А.О. История отечественной и иностранной педагогики. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
3. Андронов В.П. Психологические особенности творческого мышления младших и старших подростков // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2021. - Т. 21. - № 3. - С. 312-322
4. Библер В. С. Мышление как творчество. - М. : Политиздат, 1975. - 399 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М., 2009. - 320 с.
6. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. -№ 2. - С. 46-68.
7. Боно Э. де. Латеральное мышление. - СПб. : Питер, 2007. - 320 с.
8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество: теория и методология // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-14.
9. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Психология учебного процесса. От младшего школьника до подростка. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
10. Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта // Психология мышления : сб. переводов / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Прогресс, 1965. - С. 433-456.
11. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М. : Наука, 1972. - 328 с.
12. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Психология и педагогика обучения ученика. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб. : Питер, 2007. - 520 с.
14. Жилина Е.Ю. Психология подросткового возраста. Развитие и совершенствование подходов. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
15. Лебедев О.М., Носов М.С. Возрастные кризисы и педагогический процесс. Способы преодоления. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
16. Маслоу А. Психология бытия. - М., 1999. - 304 с.
17. Матюшкин А. М. Психологические предпосылки творческого мышления // Мир психологии. - 2001. - № 1. - С. 128-141.
18. Медведева Н.А. Петрова М.С. Психология младшего школьника и подростка. Особенности мотивации. Коррекция поведения. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
19. Меерович М. И. Технология творческого мышления : практ. пособие. - Минск : Харвест, 2010. - 432 с.
20. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 445 с.
21. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. -М. : Наука, 1988. - С. 22-25.
22. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Психология ученика. От младшего школьника до раннего взрослого. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
23. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bookap.by.ru/ genpsy/psyenc/gl26.shtm. - Загл. с экрана (Дата обращения: 15.05.2022).
24. Психология креативности / Г. Любарт, К. Муширу, С. Торджман [и др.] ; пер. с фр. - М. : Когито-центр, 2009. - 215 с.
25. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.
26. Роджерс К. К теории творчества // Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. : Прогресс, 1994. - С. 74-79.
27. Семенов О.В. Борисов А.В. Психология современного образовательного процесса. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
28. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российским теориям психологии обучающегося (школа, лицеи). – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
29. Стернберг Р. Практический интеллект. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.
30. Тихомиров О. К. Психология мышления. - М. : Академия, 2012. - 450 с.
31. Тихонова Е.Е. Теория и практика развития психики ребенка в педагогике. Справочник педагога и психолога. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
32. Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности. - М., 1998. - 120 с.
33. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 123-132.
34. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - СПб. : Питер, 2013. - 320 с.
35. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб. : Дидактика Плюс, 2002. - 27 с.
36. Туник Е. Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. - СПб. : Иматон, 1998. - 171 с.
37. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика развития мышления у учащихся. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
38. Ушаков Д. В. Мышление и интеллект // Психология XXI века / под ред. В. Н. Дружинина. -М. : Смысл, 2003. - С. 291-353.
39. Фадеева А.Ю. Секреты развития мышления у учащихся в педагогике. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
40. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Психология и педагогика образования. Взгляд из России и Европы . – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
41. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб. : Питер, 2012. -386 с.
42. Barron F. X. Creative Person, Creative Process. New York : Holt. Rinehart & Winston, 1969. -212 p.
43. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // Sternberg R., Tardif T. (eds.). The nature of creativity. - Cambridge : Cambridge University Press, 1988. - P. 43-75.